Бывает так, что хочешь, как лучше, а получается – как всегда. Это мы о новогоднем поздравлении Владимира Зеленского, рекордном по длительности. С литературной точки зрения оно очень даже складное – почти что стендап для «Квартала». Но в качестве президентской речи к ней много вопросов.
Все, что обычные люди, собравшись у телевизиров, хотели услышать – это доказательства того, что в 2022-м мы будем жить лучше. На официозном языке это называется позитивным экономическим прогнозом. Оного у Зеленского не было и нет. Здесь и учителя, которым он пообещал четыре тысячи долларов, и врачи, которым платил «повышение» зарплаты посекундно... Повторимся, воспринималось все как фантастический стендап с полушутками. В другом мы нам рекорды бить, Владимир Александрович...
Психологи говорят, что чрезмерная ирония – это защитная реакция сознания на надвигающиеся проблемы. Ни для кого ни секрет, что украинская экономика находится в свободном падении, которое только ускорил энергетический кризис. Он породил за собой кризис производства, что повлекло преждевременный рост цен на продовольственные товары.
В СМИ уже разворачивают претензии к предпринимателям, что, дескать, это они поднятым информационным шумом увеличили цену на продукты. Вот пример. В Союзе молочных предприятий Украины сделали заявление, что из-за высоких цен на газ в стране могут закрыться компании по производству продуктов питания. Молочная отрасль уже полгода работает себе в убыток, заявил глава союза Вадим Чагаровский. Вот этим заявлением якобы предприниматели обвалили молочный рынок. Серьезно? А ничего, что таким образом они пытались привлечь внимание к собственному кризису? Или проще было просто молча в один прекрасный день закрыться и породить мощнейший продуктовый дефицит? Такая же ситуация и с хлебозаводами, которые оказались на грани закрытия и предупредили о перебоях с поставками хлеба из-за того, что цена на газ для них выросла в 10 раз. К росту цен мы уже привыкли, а вот к дефициту – это какое-то возвращение в девяностые.
В чем мы согласны с Владимиром Зеленским, так это в том, что в украинском обществе ощущается усталость от «экономических неурядиц». Только вот слово «неурядицы» тут выглядит как явное преуменьшение. Казалось бы, для украинской экономики были веские причины роста во втором полугодии 2021-го – в стране рекордный урожай зерновых. Имеем что имеем – астрономические массы зерна пошли на сомнительный экспорт, который породил нехватку зерновых для собственных заводов, рост цены на хлеб, а позже – и на другие продукты, а затем и инфляцию.
Наивысший рейтинг среди военно-политического руководства у Залужного, Буданова и Зеленского: опрос
Повестки по почте: когда ждать письма от ТЦК, кто определяет адресатов
"Приводы" за проституцию и управление авто под наркотиками. СМИ рассказали историю Виолеты Зайнулиной-Вайсман
Блоггеры выложили работу ПВО в Киеве: засветилась жена наркобарыги Инна Воронова и даже Ксения Мишина
Банковская система, кажется, ковид пережила неплохо, и с начала 2021 наши банки выдали на 68 млрд грн кредитов больше, чем им погасили частные и корпоративные заемщики. Вроде бы хороший результат, стали больше покупать? Это было бы так, если бы те, физические лица, которые берут кредиты, работали бы в Украине, а не за ее пределами. Ирония в том, что пользу от этого чувствуют только банки: заработанные за рубежом деньги украинцы отдают им!
По сравнению с сентябрем 2020-го, ряд ценовых категорий показал двузначный рост, согласно данным Государственной службы статистики. Это еще хорошо, что власти не включают государственное регулирование цен, которое для украинской экономики было бы смерти подобно. Рост гривны создает иллюзию того, что растет наша промышленность, но по факту объемы катастрофически падают – а без нормального импорта и до дефицита недалеко.
Все упирается в энергоресурсы – дорогой газ обесценивает гривну. Это понимают в «Слуге народа». Даже в правящей партии перестали отмалчиваться: нардеп Олег Семинский уверен, что Украина должна возобновить прямой импорт газа из Российской Федерации в связи с тем, что собственной добычи не хватает для перекрытия баланса. Понятное дело, что он не может сказать прямо: это нужно, чтобы спасти экономику. «Понятно, что у нас есть конфликт, но мы не вытягиваем без российского газа, у нас баланс не перекрывается», - заметил Семинский. Несмотря на одиозность его фигуры (по мнению депутата, русские в стране не будут обладать всеми правами человека после принятия закона о «коренных народах»), в экономическом плане мы с ним согласны. Впрочем, глава политсовета ОПЗЖ Виктор Медведчук логичную мысль о прямых закупках газа высказывал давно, а сейчас на него шьют дело. Так что Семинскому следует быть поосторожнее.
В последнее время экономисты говорят еще об одном тревожном факторе – китайском. Пока что КНР заняла выжидательную позицию в отношении введенных Киевом санкций по делу о китайском инвесторе «Мотор Сич», но эта козырная карта всегда может сыграть. Китай – самый крупный торговый партнер Украины, и любой прогноз на 2022 год окажется бессмысленным, если изменится конъюнктура Пекина.
Пока же имеем что имеем: рост цен из-за инфляции, который обесценивает зарплаты, нулевые инвестиции в производство и нехватка рабочей силы, уезжающей на заработки. О решении этих проблем властям и следует говорить. Шоу тоже, конечно, хорошо, но в меру.